Все новости
Архив новостей
Конкурс прогнозов - Суперлига 2024/25
Лидеры
1. Android Лидер 11 тура
147
2. Vitali78
141
3. Gina
138
4. johnydurst
137
5. Drugus Лидер 12 тура
136
Перейти к конкурсу
��������...
Лига Конференций, общий этап
27.11, 17:30 Башакшехир (Турция) - Петрокуб
Валерий Катынсус: "Если часто загуливать, можно вернуться в "Агро" или доигрывать в "Униспорте". А такие варианты меня точно не устраивали"
03 августа 2020, понедельник

Валерий Катынсус: "Если часто загуливать, можно вернуться в "Агро" или доигрывать в "Униспорте". А такие варианты меня точно не устраивали" Если бы в молдавском футболе был приз за самую неожиданную работу после окончания карьеры, Валерию Катынсусу можно было вручать за это не одну статуэтку. Бывший капитан "Зимбру" и сборной Молдовы сейчас - глава спортивного отдела регбийной Премьер-Лиги России. А до этого он был автором и ведущим собственной передачи про matchday мероприятия и создателем своего аналитического агентства.

После того, как Катынсус без напряга стал победителем нашего карантинно-интеллектуального проекта "Карантин Quiz", интервью с ним напрашивалось само собой. Читайте и вы узнаете:

- почему Валерий Катынсус не захотел становиться футбольным тренером и ушел в регби и спортивный менеджмент;

- как и для чего он снимал свою авторскую передачу "MatchDay По чесноку";

- как после "Агро" выбирал между переходом в "Зимбру" или "Шериф";

- кто и почему обвинил Валерия в сдаче переходных матчей с "Ростовом";

- правда ли, что Семен Альтман выбирал состав на игры по гороскопу;

- почему закрыв наглухо в трех матчах лучшего бомбардира европейских чемпионатов Рууда ван Нистерлоя, не получилось сыграть самому в Европе;

Впервые сыграл в регби в декабре прошлого года. Наверное, тот турнир придал дополнительный импульс в принятии решения в пользу регби.
- В начале нулевых годов в сборную Молдовы приехал тренер Виктор Пасулько, который не добился каких-то успехов в тренерской работе ни до, ни после. Парни, которые тогда играли в сборной, говорили мне, что после одной из его установок ты собрал всех игроков в подтрибунке и дал свою установку.

- Ну, точно установку на игры я не давал (улыбается). Для меня это новость. Я был больше мотиватором, заряжал ребят на игру. Просто как капитан старался брать на себя функции лидера на поле. Для меня было важно, чтобы все выходили с горящими глазами и отдавали полностью себя на поле. Всегда и к себе такие требования ставил. Если не получалось в игре, то по самоотдаче вопросов никогда не должно было возникать.

- Другими словами, уже тогда ты был эдаким играющим тренером нашей сборной. Во всех командах ты был капитаном, всегда грамотно и умно играл. Когда ты закончишь карьеру, я не сомневался, что ты станешь хорошим тренером. Но ты выбрал совершенно другой и необычный путь. Почему?

- Я тренером никогда не хотел быть. Внутренне понимал, что это не мое. Ещё с 25-ти лет знал, что хочу быть связан с менеджментом и маркетингом. В любой сфере деятельности все зависит от менеджмента. Как ты выстроишь систему, так она и заработает. И главный в этой системе игрок, спортсмен. Поэтому, будучи игроком, пошёл учиться. В последний год своей карьеры поступил на совместные курсы ВШЭ и FIFA/CIES в области спортивного менеджмента и маркетинга. Сейчас все знания и опыт, которые получил, использую в работе.


- Хорошо, не захотел ты становиться тренером. Но все равно ты просто разрываешь шаблоны. То организовываешь какие-то развлекательные мероприятия для юных болельщиков, то мотаешься по российской провинции и снимаешь в Саранске и Воронеже выпуски своей авторской передачи. Но когда главный редактор нашего сайта сказал мне, что сейчас ты ушел полностью в регби, я удивился еще больше. Как получилось, что пробыв всю жизнь в футболе, ты ушел в совершенно другой вид спорта?

- С регби раньше никогда не сталкивался. Когда-то организовывали встречу детей в рамках моего проекта "Школа юного болельщика" с регбийным клубом из Ярославля. А вот впервые сыграл в декабре прошлого года. Наверное, тот турнир придал дополнительный импульс в принятии решения в пользу регби. Невероятные впечатления. Игра держит в постоянном напряжении, захваты, борьба, проходы. Мы выиграли турнир, притом, что ни разу не тренировались. Ещё было приятно получить самого ценного игрока команды. У меня есть один хороший знакомый. Он выложил пост про регби, и в комментариях и мы начали обсуждать возможность продвижения. Буквально через год совместной работы, просмотра регбийных матчей, анализа мне поступило предложение возглавить Спортивный отдел.

Самое интересное, в это же самое время предложили должность в РПЛ. Вот тут уже пришлось принимать самое сложное решение. Футбол для меня - это вся жизнь, а тут новый вид спорта, да ещё и не самый популярный в России. Не знаю почему, но я выбрал регби.

- Согласись, регби в России – это больше экзотика. Не было боязни или сомнения заходить в этот спорт, который не так уж легко популяризировать в России? Не пугала сложность такой работы?

- Нет, наоборот. Это был новый вызов для себя самого. И уже за последний год про регби многие узнали в России. А сейчас, когда клубный регби стали показывать на федеральном канале, то уверен, что узнаваемость в разы увеличится. Понятно, что будут сложности, но это только подстегивает. Если не ставить цели, то нет смысла чём-то заниматься. А тут планы грандиозные и цели, по моему мнению, достижимые. Главное приложить усилия и действовать.
Снимали передачу за свои деньги. Хотели сначала раскрутиться, а потом искать спонсоров и партнёров. На это уходило много времени и сил, и не всегда успевали. Цель была одна, показать, как происходит матчдэй в разных видах спорта
- С чего начался твой первый опыт в спортивном маркетинге и пиаре? Я так понял, это была твоя передача "MatchDay почесноку"?

- Скорее всего, организация матча звёзд "Шинника", а потом уже сама передача, которая родилась после того матча.

- Я посмотрел пару выпусков. Мне понравилось, как вы критиковали хоккейный "Локомотив" за слабую работу сеошников, за малое количество билетных касс. Особенно прикололо, когда вы показали, что у официальной клубной страницы "Локо" чуть больше трех тысяч лайков в Фэйсбуке, а у страницы, которую создал автоматически сам Фэйсбук – больше 24-х тысяч…

- Мы старались не то чтобы критиковать, а показать, как оно есть. Хотя сейчас понимаю, что это могло выглядеть со стороны, как критика. На хоккейный "Локомотив" в Ярославле всегда заполнялась арена. В то время, когда мы снимали передачу, "Локо" был в тройке по посещаемости в КХЛ. Считаю, что та программа была одна из лучших.



- Кто-то финансировал съемки или все делалось за свои деньги?

- Снимали передачу за свои деньги. Хотели сначала раскрутиться, а потом искать спонсоров и партнёров. На это уходило много времени и сил, и не всегда успевали. Цель была одна, показать, как происходит матчдэй в разных видах спорта. От программы к программе мы больше уходили в Спортивный туризм. Рассказывали о команде, о ее истории, достижениях, о мероприятиях по привлечению. Показывали также, какие места можно посетить в городах, если приехать не просто на матч, а на уикенд. Можно же соединить на выезде поход на спортивное мероприятие и культурно-познавательную программу.

- Сколько денег ты затратил на все выпуски? И почему ты прекратил дальше снимать "MatchDay почесноку"? Понял, что это пустая трата времени и денег?

- Сколько точно потратили, уже не вспомню. Сначала пытались считать, а потом уже сбились со счета, просто делали на энтузиазме для души. Нам нравилось это. Все выпуски получились разные по своему наполнению. Дома в Ярославле отсняли про "Локомотив". Потом были интересные выезды в Саранск и Воронеж.

- Скажи честно, ты не разочаровался в своем медийном опыте? Вложили свои деньги, но спонсоров так и не нашел, затраты не отбил. Получились только потери…

- Нет. Это был опыт и опыт полезный. Возникла идея, и захотелось ее воплотить в какой-то проект. А когда дошли до этой цели, и можно было показывать продукт потенциальным инвесторам, уже перестали снимать и начали заниматься другими проектами. С точки зрения развития - это бесценный опыт. Мне нравится фраза: "Все приходящее, а музыка вечна". Это говорилось в одном моем любимом фильме. Так и с деньгами. Они приходят и уходят, а опыт и новые навыки должны оставаться и использоваться.

- Философски звучит.
Лучшее вложение денег - это вложение в себя. В Европе такой учебный курс стоит под 7-8 тысяч евро. У меня было понимание, как происходит весь процесс в нашем спорте, а после учебы понял, что нужно делать и как для того, чтобы изменить и улучшить
- Расскажи про учебу в FIFA/CIES. Я слышал, что один сезон обучения там стоит 3000 евро. Это не маленькая сумма. Чему там учат за такие деньги?

- Тут дело не в деньгах. Вкладывать в себя и в своё образование нужно. Лучшее вложение денег - это вложение в себя. Да и не так это дорого. В Европе такой учебный курс стоит в 2-3 раза больше, под 7-8 тысяч евро. У меня было понимание, как происходит весь процесс в нашем спорте, а после учебы понял, что нужно делать и как для того, чтобы изменить и улучшить. Предметы все были основные, но с уклоном на спорт. Спортивный маркетинг, менеджмент, спортивное право. Кстати, очень мне пригодилось и до сих пор эти знания применяю, бухучёт, организация мероприятий. Много было мастер классов от практиков. На этих курсах преподавали лучшие специалисты в своей сфере. Очень много было кейсов, которые разбирали.

- Такой нюанс: в России, в Молдове, в СНГ почти все клубы существуют либо из денег городского бюджета либо на деньги богатых людей, которые их вкладывают. Кому нужны все эти знания спортивного маркетинга, если у людей в спорте не стоит цель зарабатывать деньги, а задача только их распиливать?

- Задача менеджера, как раз найти возможности и ресурсы для развития клуба. Спонсорский интерес напрямую зависит от посещаемости и зрительской привлекательности, поэтому одна из важнейших задач менеджера выстроить систему взаимодействия и привлечения болельщиков.


- Ты сейчас мне ответил банальными словами из конспекта, который вел во время своей учебы. Ты сам-то веришь, что в той же России это реально? Зачем условной "Томи" или "Шиннику" спонсоры? Зачем им париться над привлечением болельщиков и спонсоров, если они и так получают деньги от бюджета? Зачем им еще и платить зарплату маркетологу, сеошнику, пиарщику, тратить деньги на акции и призы для болельщиков, на приглашение ведущих?

- Все реально в этой жизни. В том то и дело, что с каждым годом все меньше и меньше выделяется бюджетных денег на клубы и управленцам приходится искать другие пути решения, а не надеяться на город или область. Не всегда нужно тратить бешеные деньги. Многое можно сделать на коммуникациях и на бартере, на партнёрских соглашениях. Не верил бы, если бы сам этим не занимался. Все тот же матч звёзд "Шинника" мы сделали на партнёрских и спонсорских деньгах, на продаже билетов. Да, мы много не заработали на этом, но сделали все с нуля без наших вложений.

- Матч звезд "Шинника" - это разовое событие. Ясно, что на него будет спрос. Приедут условный Бузникин, Ширко, Катынсус и народ пойдет. Но кому интересны матчи "Шинник" - "Долгопрудный" или "Кодру" - "Динамо-Авто"?

- Конечно, понимаю. Поэтому из каждой игры в сезоне нужно делать шоу и ажиотаж. Привлечь можно, нужно просто желание. Если за "Шинник" будут играть свои воспитанники, то соберётся в два раза больше зрителей, а если мы подключим анонсы, афиши и продвижение и привлечём внимание, то наберём ещё часть аудитории. С аудиторией нужно работать, а не ждать. Ее нужно приучать к событиям. Конкуренты спортивных клубов сейчас не сами клубы или клубы из других видов спорта, а торговые центры, кинотеатры, бары и рестораны. Вот задача менеджера сделать спортивное мероприятие досугом.
Многие люди живут в ритме дом-работа-дом, а все, что накапливается внутри нужно выплескивать. Вот здесь и помогает хорошее, качественное спортивное мероприятие. Со времен Рима ничего ведь не изменилось. Народ всегда хочет хлеба и зрелищ
- Ты не назвал еще одного конкурента. Я про интернет. Зачем куда-то ехать и смотреть "Шинник" - "Луч" или "Зимбру" - "Флорешты", когда дома показывают матч "Барсы" и "Реала"?

- Ничто не заменит атмосферу на стадионе. Сейчас, в условиях пандемии много всего в интернете, но людям хочется общения, эмоций и драйва. В интернете никогда этого не почувствуешь и не ощутишь. Люди будут ходить, если это сделать местом отдыха, эмоций и разгрузки. Не видел ни одного человека, который получает больше удовольствия от телевизора, чем от трибун. Многие люди живут в ритме дом-работа-дом, а все, что накапливается внутри нужно выплескивать. Вот здесь и помогает хорошее, качественное спортивное мероприятие. Со времен Рима ничего ведь не изменилось. Народ всегда хочет хлеба и зрелищ (улыбается).

- Давай вернемся к истокам. Ты начинал в "Агро" у Ефроса и провел там 4 года. Каким тогда был тот период?

- Тогда по-другому смотрели на футбол. Скажу одно. Для нас был прорыв, когда тренером был Юрий Гаврилов. С подвала в таблице за полгода мы поднялись на 4 место. В то время был очень сложный период, и административный штат искал все возможности для существования клуба. Сам понимаешь, что такое 90-е годы. Очень много сделал для меня Сергей Егорович Карманов. Наверное, он один из тех людей кто первый поверил в меня.


- Гаврилов и играл тоже? Или только тренировал? Как, вообще, получилось, что легенда московского "Спартака" приезжает а "Агро"! Даже не в "Зимбру", не в "Тилигул"…

- Он был играющим тренером. И многое нам привил. С таким видением поля и чувством паса мало кто был. Я многому тогда научился. Почему он приехал в "Агро"? Вот здесь, наверное, и сработало менеджерские чутьё руководителей. Не знаю, чья была идея пригласить Васильевича, но это дало толчок для развития многих футболистов "Агро" в тот момент. Помню, мы часто играли в квадрат 5 на 3 и Васильевич с нами играл. Так заигрывались, что частенько тренировки из-за этого начинались с опозданием.

- Оцени Ефроса, как спортивного менеджера твоего первого клуба в карьере. Я общался с людьми, которые на него до сих пор в обиде, за то, что они им остался должен денег. У тебя с ним какие были отношения?

- Я ни на кого не в обиде. Мне дали возможность играть в команде мастеров в 16 лет, и я воспользовался этим шансом. Насчет его менеджерских качеств – сложно судить. Тогда я не думал о менеджменте, только о футболе. Для меня он был руководителем, тренером и я не пытался оценивать людей в то время. Это сейчас, через долгие годы опыта, я научился видеть людей и путём анализа определять, что они представляют. Нужно просто воспринимать их такими, какие они есть.
Первые деньги получил в 14 лет. Тогда ещё были купоны. Помню, что когда принёс домой, родители удивились, откуда такие большие деньги
- Свои первые деньги, которые заработал в "Агро" помнишь?

- Первые деньги получил в 14 лет. Тогда ещё были купоны. Помню, что когда принёс домой, родители удивились, откуда такие большие деньги.

- За сколько ты перешел в "Зимбру"? Помнишь свою реакцию, когда узнал, что тебя хочет взять самый богатый молдавский клуб на тот момент?

- Знаешь, как это было? В один момент Сергей Егорович (Караманов – прим. авт.) подошёл ко мне и сказал, что есть предложение от двух клубов - "Зимбру" и "Шерифа". Спросил мое мнение, и я выбрал тот вариант, который мне больше был по душе. Тогда Егорович сказал "хорошо", и через неделю-другую я уже был в "Зимбру".

- А почему ты выбрал "Зимбру", а не "Шериф"?

- Мне больше нравился "Зимбру". Душа лежала играть в самом лучшем клубе страны. На тот момент "Шериф" только начинал свой путь, а "Зимбру" был сильнейшей командой Молдовы.

- А какие-то подъемные дали тогда за подпись?

- Нет, не помню, чтобы были подъёмные у меня. Но зарплата в "Зимбру", конечно была в разы больше, чем в "Агро".

- Хотя бы пару штук баксов было в месяц?

- Нет, что ты? Гораздо меньше. Конец 90-х годов, я молодой футболист. Кто даст столько? Тогда не было таких зарплат.
В мой первый год в "Зимбру" мы выиграли Кубок и чемпионство. За выполнение этих двух задач нам дали такие премии, что на них я купил квартиру
- Самое большее, сколько заработал тогда за месяц или за игру?

- Помню, что в мой первый год в "Зимбру" мы выиграли Кубок и чемпионство. За выполнение этих двух задач нам дали такие премии, что на них я купил квартиру. Но цены тогда были на квартиры в Кишиневе не такие высокие, как сейчас. Сам понимаешь, 98-й год.

- Этим премиальным ты во многом поспособствовал лично. Я про Кубок Молдовы, который, можно сказать, именно ты и добыл сам. Ты же тогда положил единственный и победный голешник, стал героем матча и… "отобрал" квартиру у Юры Осипенко.

- Да, головой забил, и мы выиграли 1:0. Это был мой первый трофей. Тогда еще президентом был Петр Лучинский, он лично награждал нас, вручал кубок. Приятные моменты до сих пор, хотя прошло уже 22 года.

- На тот момент тебе едва исполнилось 20 лет. И в этом возрасте ты уже выиграл Кубок и чемпионат Молдовы, стал автором единственного гола в финале Кубка, получал хорошие деньги по меркам 98-го года, покупаешь сразу квартиру. Ты чувствовал себя тогда как-то по-особенному, ловил звездную?


- Нет. Чувствовал, что просто нужно стремиться к большему и все. Понимал, что это начало пути.

- Но ты же знаешь, что 80 процентов молдавских футболистов на твоем месте тогда бы чувствовали себя королями вечеринок, спились, стусовались, загуляли с девчонками, забили бы на футбол…

- Касильясу в 18 лет выиграл Лигу Чемпионов. Так ему, по-твоему, уже тогда надо было заканчивать? (улыбается). Я понимал, что чемпионат и кубок Молдовы с "Зимбру" – это хорошо, но это не такие уж достижения, чтобы ловить, как ты говоришь, звездную. Это был просто хороший старт, возможность попасть в сборную. Я ставил куда более серьезные цели. Хотел уехать в сильные и конкурентные чемпионаты, мечтал играть в других странах. Если бы я тогда остановился, то что бы со мной было? Я понимал, что из "Зимбру" можно было уехать в другой клуб и чемпионат. Но если часто загуливать, то можно потерять и там место и вернуться обратно в "Агро" или доигрывать в условном "Униспорте". А такие варианты меня точно не устраивали.
После наших сельских стадиончиков с земляными полями, газоны в Голландии и Англии казались просто сказочными
- А как тебе тогдашние менеджеры и управленцы "Зимбру"? Я про Черного, Вайнберга, Камерзана...

- И Чёрный, и Вайнберг выстраивали команду под европейские кубки. Они очень много сделали для становления и позиционирования клуба. После нашего дубля и хорошего выступления в еврокубках нашу команду можно было полностью продать. У каждого игрока были предложения за рубеж. Будучи молодым игроком, не знаешь, какую политику выбирают функционеры. Но для меня они очень много сделали и я благодарен им за то, что оказался именно в "Зимбру", а не в другом клубе. Про Камерзана не могу ничего сказать, я мало проработал под его руководством.

- Ты говоришь, что у каждого игрока "Зимбру" были предложения от зарубежных клубов. Почему ты уехал в Одессу? Неужели, не было вариантов лучше, чем одесский "Черноморец"?

- Возможно, и были, но я о них не знаю. Не забывай, что тогда все решалось на уровне руководства. Могло быть хорошее предложение для футболиста, но клубы не договорились между собой или кого-то из президентов не устроила цена. К тому же на тот момент у меня был спад. В "Черноморец" поехал, потому что тренером там был Александр Скрипник, который хорошо меня знал по "Зимбру".

- Не могу не спросить про матчи с голландским ПСВ и английским "Тоттенхэмом". Что-то поразило или удивило тогда в Эйндховене и в Лондоне?

- Хотелось сыграть хорошо и не опозориться. В Лондоне было тяжело, "Тоттенхэм" был гораздо сильнее. А вот ПСВ могли проходить. Больше всего запали в душу стадионы и качество газонов. После наших сельских стадиончиков с земляными полями, газоны в Голландии и Англии казались просто сказочными. Что еще поражало? Кстати, уже тогда обращал для себя, как организована и как устроена продажа атрибутики, еды, напитков, сувениров в дни матчей. Понимал, что нам еще очень далеко до этого, как до космоса. Там уже давно это была часть индустрии и одна из частей дохода клуба…

- А мы в детстве ходили за вами – футболистами в надежде выцыганить футболку "Зимбру", потому что клубную футболку можно было достать только у игроков... На следующий год "Зимбру" снова пошумел в еврокубках. Ты играл в 2000-м году во всех 6-ти матчах Лиги Чемпионов в основе. Что запомнилось больше всего всего?


- Уже первый матч с "Тираной" получился запоминающийся. Мы проигрывали 0:2, но смогли выиграть 3:2. У меня таких игр было всего две в карьере. Первая – с "Тираной" в Албании и вторая за "Томь" в РПФЛ против "Москвы".

- А как тебе игралось тогда против звезд мирового футбола? Ты выходил против Жинола, Ван Нистерлоя, Ван Бомеля, Нилиса, Росицки, Али Даеи…

- Мне всегда было все равно против кого играть. Перед матчами изучал нападение команды, обращал внимание на сильные и слабые стороны футболистов. В этом ещё помогали наши тренеры Семен Альтман, Александр Скрипник и Александр Спиридон. У Семёна Иосифовича всегда были просмотры матчей, где мы обговаривали тактику игры против соперника. Он поставил мне тогда задачу играть против Ван Нистерлоя персонально. В целом с задачей справился, он не забил, но Люк Нилис положил нам на 82-й минуте со штрафного. Наверное, остался осадок, что всё-таки могли зацепиться. Моменты у нас голевые были, но так и не смогли забить.

- Олег Венглинский рассказывал, что когда играл в Одессе у Альтмана, тот ставил состав по гороскопам. На экран с монитора выводилась специальная таблица, на которой каждый видел свой поминутный график: вот в этом отрезке у тебя будет спад, а вот здесь, наоборот, подъем. У кого подъем был в начале, тот был в старте, а кому звезды показывали спад, тот сидел на лавке…

- Ну, я уже не застал эти "процедуры" (улыбается). С ним мы добились очень хороших результатов, как в "Зимбру", так и в "Черноморце".

- Пацаны говорят, что и как тактик Альтман очень слабый. В основном, они сами уже решали между собой на поле как играть, потому что просто не выносили его установки, которые шли по три часа. Вот тебе пример: когда уже многие команды играли в обороне зонально, он все еще использовал персоналку…

- На тот момент он мне очень многое дал. Иногда я даже жалею, что не остался в Одессе, а уехал в Россию. Потом только узнал, что Альтман рассчитывал на меня. Нужно было с ним поговорить и спросить совета, что делать и как, а я принял сам решение. Не говорю, что было ошибкой, а возможно было ошибкой. Сейчас мы этого не узнаем (улыбается). Но после того, как я уехал в Россию, "Черноморец" занял 3-е место в чемпионате Украины, пропустив вперед только вечных лидеров "Шахтер" и "Динамо", добыл бронзовые медали, играл в еврокубках.

Как тактик, я считаю, что Альтман сильный тренер. Он под каждую команду выстраивал свои игру с учётом особенностей той или иной команды. Даже на тренировках мы проигрывали ситуации, которые часто будут повторяться в матче.

Теперь то, что мы играли персонально. Ну, смотри, он мне сказал играть против Нистерлоя персонально, и Рууд нам не забил в двух матчах. Значит, его установка была правильная. Что еще тут можно сказать? Другое дело, что забили другие футболисты, и мы это допустили. Альтман всегда использовал наши сильные стороны и указывал на слабые стороны соперника. Мы перекрывали опасные зоны, а сами выстреливали там, где у соперника были дыры. Поэтому хороший или плохой тренер всегда определяешься по результату, а у него он был.

- Мне всегда было интересно, почему защитник, который в трех матчах наглухо закрыл нападающего Ван Нистерлоя, становившегося обладателем Золотой бутсы, так и не получил предложений поиграть в Европе?

- Это отдельная история. Впоследствии узнал, что предложения были, но скорее всего, как всегда, запросили много денег.

- Вместо этого ты уехал в российский чемпионат, который всегда полон интриг, скандалов, договорняков и кидосов. Какая была самая большая сумма, на которую тебя кидали?

- Задолженности были. Но в России очень хорошо выстроена система лицензирования клубов. Если клуб не рассчитался с игроками, то РФС клуб не лицензирует и не допускает его до соревнований. Поэтому сложно кинуть или не заплатить, только если клуб не исчезнет и становится банкротом. Вот тогда сложно будет получить свои деньги.

- У тебя получилось все задолженности выбить?

- Не выбивал. Тут все намного проще. Подается заявление в КДК и там все решается. Клуб обязуют все выплатить. Так выстроена система. Главное, чтобы сумма была прописана в контракте, а не на словах.
Будучи капитаном во многих командах, я всегда боролся за ребят. Когда проиграли в переходных играх, меня обвинил генеральный директор в сдаче. Тогда меня замкнуло
- Ты играл много лет в Первой Лиге России. Все знают, что это клондайк по договорнякам. Как часто на тебя выходили с предложениям сдать матч?

- За все 5 лет лет мы в "Шиннике" ни с кем не договаривались и играли всегда в полную силу. Так что за нашу команду я точно уверен. За остальные не могу говорить. Выходить - выходили, но со мной невозможно было договориться. Все знали, что я откажусь.

- А как это происходит? И сколько самое большее денег обещали, если бы ты согласился сыграть с нужным счетом?

- Звонили разные люди и предлагали варианты. Но я сразу с ним прощался и говорил, что не занимаюсь такими делами. Честно, даже не помню, сколько предлагали. Никогда не придавал значения, потому что знал, что ни одни деньги не смогут смыть репутацию. Репутация намного дороже денег. Мне больше нравилось, когда нас стимулировали: повышенные премиальные или как у нас в "Шиннике" было при Побегалове - получали дополнительные выходные за победу.

- Но один раз тебя все же открыто обвинили в сдаче матча. Помнишь про тот случай, когда "Шинник" проиграл "Ростову" в переходных играх? Тогда были какие-то задолженности у клуба перед игроками, и кто-то из руководства открыто на всю страну сказал, что вы специально слили те две игры…

- Дело не в долгах и не в деньгах. Будучи капитаном во многих командах, я всегда боролся за ребят. Когда мы проиграли в переходных играх, меня обвинил генеральный директор в сдаче. Тогда меня замкнуло. За всю свою карьеру я не сдавал игры и дорожил своей репутацией. И тут такое обвинение. Я высказал все, что думаю про того человека ему в лицо и при всех ребятах. Для меня команда всегда была на первом месте.

- У меня другая версия. Я слышал, что тогда "Шинник" просто не хотел выходить в вышку из-за того, что не было денег. Поэтому и проиграли специально, так как не было бюджета на РПФЛ…

- Нет. В той игре не узнать было команду. Многие не поверили в свои силы и перегорели. Ну и очень много ошибок сделали в той игре. Все это привело к проигрышу.
Российский чемпионат сильный. Не считаю, что это турнир сбитых летчиков. Он стабильно в шестерке по силе после ТОП-5
- Ты застал период, когда в России платили самые большие зарплаты. Как думаешь, справедливое тогда было время или нет? Когда условный Кокорин получал больше в "Динамо", чем Игуаин в "Наполи", это нормально или нет?

- Это больше вопрос к менеджерам и функционерам. Невозможно судить о том, к чему не причастен.

- Ты согласен, что российский чемпионат входит в топ-6 в Европе и уступает только "Большой пятерке"?

- Конечно. Российский чемпионат сильный. В последнем году был спад, когда все клубы плохо выступили в еврокубках. Но он стабильно в шестерке по силе.

- Тогда вопрос от нашего постоянного читателя: "Как можно российский чемпионат высоко котироваться, если в нем себя так хорошо себя чувствуют такие сбитые лётчики из румынского чемпионата, как Бикфалви, Боурчану, раньше играли в предпенсионном возрасте Панку, Маргаритеску, Петре, Флореску. Все они не проходили и близко в основу "Стяуа" и "Динамо", но в РПФЛ играли без проблем…

- Бикфалви очень хороший футболист. В любом чемпионате можно увидеть игроков, которые якобы не тянут, но если они попали в команду, значит, в них увидели потенциал. И все прекрасно понимают, что в России намного больше денег, чем в Румынии, поэтому многие стремятся попасть в российский чемпионат. И не забывай про агентов, которые зарабатывают на том, что снабжают клубы такими игроками.


- Не согласен с тем, что в Россию едут доигрывать сбитые летчики слабого уровня за деньгами?

- Тогда встречный вопрос, а кто едет в Китай, Катар, МЛС доигрывать за сумасшедшие деньги?

- Тоже сбитые летчики. Только более высокого уровня.

- И в российский чемпионат приезжали те же Это'О, Роберто Карлос, Кураньи и многие другие. В любом чемпионате можно найти сбитых летчиков и звёзд. Смотря, какая цель у клуба. Когда я в Томске играл, то в команде в начале было немного иностранцев, а потом с каждым годом их количество увеличивалось. Из всех легионеров за 5 лет в Томске было 2-3, которые не соответствовали уровню, но они и продержались всего полгода. И многие иностранцы, заиграв в России, потом вызывались в сборные своих стран. Но за этим никто не следит, а видят почему-то только сбитых летчиков.

- Тебе нравится жить в России? Почему ты выбрал именно эту страну для жизни после того, как закончил с футболом?

- Да, мне нравится. Конечно, скучаю по Молдавии, но осознано выбрал жизнь в России. Когда впервые приехал играть в Тулу, понял, что жить буду здесь. Это больше на уровне подсознания. Ну и понимал для себя, что в России у меня больше перспектив.



- В России жизнь становится лучше или хуже? Есть и чувствуются ли изменения к лучшему?

- В связи с пандемией, понятно, что стало сложнее и мне кажется, не только в России, а во всем мире.

- Если отбросить пандемию и этот год?

- Тот, кто видит только плохое, у него так и будет. А те, кто видит возможности и рост, у тех всегда все будет хорошо. Я отношу себя ко второй группе. Поэтому по мне, ничего сложного нет, если все видеть и делать с оптимизмом и желанием.

- Ты занимался агентской деятельностью. Расскажи про это. Слышал, что ты даже свое агентство открывал, молодых футболистов искал и устраивал. Это, правда?

- Нет. Агентской деятельностью не занимался. Мы предоставляли услуги поиска игроков, но только на основании статистики и аналитики. Это совсем разные виды деятельности. Компания называется Easternscout. Мы ее основали около 5-ти лет назад. Основной вид услуг - спортивная аналитика. Мы описывали и разбирали игрока по всем критериям, но не занимались трудоустройством.

- На основе чего статистика бралась? Инстат?

- Нет, сами собирали все. Инстату мы не доверяли. Они очень часто давали неточные данные.

- А вы тогда на основе чего собирали?

- На основе видео. Пересматривались игры и собирали всю информация по игроку на определенном этапе. Мы могли описать динамику развития игрока на определенном промежутке времени, деградировал ли футболист или прогрессировал. Цифры никогда не врут.

- Сейчас еще занимаешься этой темой?

- Нет. Сейчас полностью перешёл на регби. Компания работает уже без меня. Всегда хотел заняться менеджментом в спорте. Тут появилась возможность поработать, поэтому и принял этот вызов.
Епуряну, Куртиян и Митерев. Со всеми с ними довелось играть вместе и в команде и в сборной. Они уникальные игроки своего времени
- Расскажи, как ты познакомился с женой? Я слышал, там интересная история была…

- Это было на мероприятии, когда Ярославль был в ожидании результатов жеребьевки городов на чемпионат мира по футболу - 2018. Она была ведущая, а меня пригласили туда, как гостя и спикера. Это была история в 5 лет. Но мы уже не вместе.

- Не знал, что вы разошлись…

- Это – жизнь. Наверное, слишком сложный я человек, чтобы жить со мной (улыбается).

- Значит, ты сейчас свободен и холост?

- Нет. Не свободен. И надеюсь, в скором времени уже буду официально не свободен (улыбается).

- Еще один вопрос от нашего читателя. Назови трех самых сильных футболистов сборной Молдовы с начала 90-х и до нашего времени?


- Епуряну, Куртиян и Митерев. Это мое субъективное мнение. Со всеми с ними довелось играть вместе и в команде и в сборной. Они уникальные игроки своего времени. К сожалению, Юры уже с нами нет.

- Я считаю, что сборная, в которой ты играл, была одной из лучших за всю историю нашего футбола по именам и уровню исполнителей. Чего вам не хватало, чтобы добиться такого успеха, как те же латыши в 2003-м? Вы же их обыгрывали в товарках, но они вышли на ЕВРО-2004…

- Не знаю, чего не хватило. Наверное, со стороны виднее. Будто чего-то не сделали сами. Где-то не доработали. Винить остается только себя.

Автор: Сергей Беседин, специально для Moldfootball.com.


Последние 6 материалов рубрики:

Ровно 20 лет назад "Зимбру" последний раз побеждал в Лиге Чемпионов. Вспоминаем с участниками, как это было

Болгарин Илиян Памуков, игравший за "Хэппи Энд" в НД 2001/02: "В Каменке не было ничего, даже лающих собак. Но я уверен, что с той бандой мы бы вышли в еврокубки"

Сегодня 20 лет порталу Moldfootball.com! Лаврентий Анищенко: "Адлан предложил выкупить половину доли сайта, я отказался. Тогда он заявил, что создаст свой сайт, вложит в него сразу 70 000 долларов и потопит Молдфутбол"

Проделал путь от третьей лиги чемпионата Молдовы по футзалу до матча против Франческо Тотти. Невероятная история Глеба Павловенко

Вторая часть интервью с Юрием Осипенко: "Был период, что не могли долго забить, тогда начали резать баранов до игр. Только после третьего барана пошло"

Первая часть интервью с Юрием Осипенко: "В России мне нашли паспорт человека, похожего на меня. Под его ФИО и серией паспорта меня и заявили на сезон"

Остальные материалы рубрики, опубликованные на портале Moldfootball.com, вы можете найти по этой ссылке.

Источник: Moldfootball.com
Администрация сайта не несет ответственности за комментарии, оставленные посетителями. В то же время, администрация призывает читателей вести дискуссии в рамках приличия. Сообщения о политике, религии, языках, содержащие оскорбления, флуд, рекламу или написанные заглавными буквами, могут быть удалены, а доступ на сайт их авторам может быть блокирован на неограниченный срок.
Сталин Всея Руси
21:32, 03.08.2020
Просьба к администрации сайта: По возможности подписывайте фотографии (например, верхний ряд слева Епуряну, Караман....). Особенно старые фотографии, лица вроде знакомые, а не могу понять кто это. Героев должны знать люди!
Kolea
15:27, 03.08.2020
Для Luni

Ты прав, этот материал сделан на уровне российских СМИ. И это не может не радовать, учитывая какой низкий уровень молдавских СМИ и молдавских журналистов. Радует, что у нас хоть что-то еще делантся на
Дрогобич
13:43, 03.08.2020
Мое мнение лучшие Рогачев Клещенко Ковальчук Митерев
мик.
13:43, 03.08.2020
выбор в пользу регби это конечно странно
Luni
12:22, 03.08.2020
Wau, parcă am nimerit pe un sait din Rusia!:))
O da, Valeriu Catînsus a fost fotbalist. Sănătate și succes în continuare.
maxro
10:58, 03.08.2020
сбитые лётчик asta e reporterul.
O parte din intrebari is prostesti!
Гаскойн
10:37, 03.08.2020
Было бы интересно посмотреть на него в европейском клубе, потенциал был огромный. Но попав в Россию в зону комфорта трудно вырваться в Европу, тем более из тех клубов где он играл. В Европу нужно было уходить после Зимбру. Умный на поле и за его пределами, мог добиться большего. Игрок был топовой по. Молд меркам.
Crystal-
10:14, 03.08.2020
После Епуряну, Катэнсус второй лучший центральный защитник Молдовы, всегда играл грамотно надёжно и с самоотдачей, к сожалению таких футболистов больше нет у нас на данный момент......
Sirbu Andrian
10:08, 03.08.2020
Спасибо за интервью. Катынсус один из лучших игроков за всю историю Молдавского Футбола, и на мой взгляд точно лучший защитник. Все качества элитного защитника были при нем. Чтение игры, резкость, хорошо чувствовал себя в единоборствах, отменная игра на втором этаже, да и хорошая игра ногами. Как он закрыл тогда Ван Нистерлоя в двух матчах?! При том еще до поединках с ПСВ помню как была уверенность что Катынсус не провалиться. Очень жаль что обстоятельства не сложились таким образом что бы он уехал в Европу. Даже не в топовом голландском клубе думаю он бы зарекомендовал бы себя очень хорошо и мог потом достичь больших высот.
vav
10:03, 03.08.2020
Всегда думал что он воспитанник Зимбру, а оно вон как. Хорошо что Шериф не выбрал.
Задай вопрос редакции Moldfootball.com
Другие конференции
СУПЕРЛИГА 2024/25
Команды
И
В
Н
П
Мячи
О
1.
Шериф
14
11
3
0
33-6
36
2.
Зимбру
14
8
1
5
32-16
25
3.
Петрокуб
14
6
5
3
20-9
23
4.
ФК Бэлць
14
6
5
3
18-9
23
5.
Милсами
14
6
3
5
30-18
21
6.
Спартаний
14
3
5
6
12-17
14
7.
Дачия Буюкань
14
2
5
7
8-19
11
8.
ФК Флорешть
14
0
1
13
0-59
1
Бомбардиры
Охаджунва (Зимбру)
8
В.Рэйляну (Зимбру)
7
И.Оппонг (Спартаний)
7 (2)
Жоао Паулиньо (Зимбру)
6 (1)
Гынсарь (Милсами)
5
Мамучашвили (Шериф)
5 (2)
Кэрунту (Петрокуб)
4
А.Аллаш (Шериф)
4
Аканби (Шериф)
4
Ребенжа (ФК Бэлць)
4
К.Мартинс (ФК Бэлць)
4
Дедечко (Зимбру)
4 (3)
Ассистенты после Фазы 1
Бадоло (Шериф)
8
Охаджунва (Зимбру)
5
Амброс (Петрокуб)
5
Джу (Зимбру)
5
Силва (ФК Бэлць)
5
Ламбарский (Милсами)
4
Лису (Милсами)
4
Мамучашвили (Шериф)
3
Гынсарь (Милсами)
3
Зоури (Шериф)
3
А.Антонюк (Милсами)
3
Н.Ротару (Спартаний)
3
С.Кожокарь (Зимбру)
3